«Ребенок до 18 лет не может быть взрослым по определению! Я буду наблюдать и контролировать, чтобы он не вытворил глупость. Ведь я за него волнуюсь!» - вот что когда-то я услышала от клиентки на психологическом консультировании.
Ребенок всегда в родительском сознании остается ребенком? Да, это так. Но, помимо этого, он становится самодостаточной личностью, которой нужно пуститься в самостоятельное плавание. И первые шаги в данном направлении ребенок делает раньше, чем, зачастую, готов принять это родитель.
Когда дети начинают взрослеть? Практически сразу.
Первые скачки «взрослого сознания» просыпаются к 3-м годам (плюс/минус). Появляется осознание своего «Я», желания по типу «Я сам» и гордость за самостоятельные успехи, например, «Я могу сам чистить зубы!».
Время идет, и второй скачок приходит в возрасте 6-7 лет с наступлением школьной поры. Ведь что такое школа для ребенка? Школа - то, что отделяет его от детского сада. «Детского», следовательно – уже не дети. «Я уже взрослый и иду учиться в школу!» - с восторгом замечает первоклашка, если у ребенка развита психологическая готовность к школе.
Дальше - больше. Начинается подростковый возраст.
В 12, 13 лет в семье может происходить следующее: у ребенка гаджеты (телефоны, компьютеры, ноутбуки) а вместе с ними и все соц. сети под паролями. Меж тем, большая часть общения проходит в виртуальной реальности. Дети общаются в своих средах, а родители в волнениях: «Он/она же еще маленький(ая), как мне сейчас контролировать то, что с ней/с ним происходит?»
В 14 лет ребенок заявляет: «Мы с ребятами решили праздновать новый год вместе у Пети/Жени/Тани. Я туда с ночевкой. Ну что тут особенного?!» А некоторые родители начинают негодовать: «Новый год – семейный праздник!», на самом деле прикрывая страхи: что за Петя, Таня, кто там будет еще, есть ли там взрослые, что присмотрят за ними?
В 16 ребенок говорит: «Мама, папа, я взрослый(ая) и самостоятельно могу решить, что делать дальше! Не нужно мне указывать! С будущей профессией тоже сам разберусь! И нет, ни на какой юридический я не пойду!» А у родителей набат в голове: «Ребенок сбился с пути! Не понимает, куда идет! Мы его теряем!»
При всех этих ситуациях, получаем дилемму: ребенок уверен, что уже взрослый и пора бы дать ему свободу, родитель свято верит, что его чадо все еще мало, нужны контроль и рамки. Отсюда возникают недопонимания, потеря связей и доверия. А в семье появляются ярлыки-стереотипы «Трудный подросток», «Жуткий подростковый кризис».
Но действительно ли дети такие трудные? Нет. Им просто трудно найти общий язык со взрослыми.
Если в 3 года на протест ребенка: «Не хочу идти спать! Вы же тоже еще спать не ложитесь!», ему можно «заговорить зубы» - «Понимаю, тебе не хочется ложиться. Давай тогда сейчас умоемся, потом я почитаю тебе сказку, и вообще, твой зайчик уже соскучился и ждет тебя в постели». То с подростком такое не получится.
Взрослые растут вместе с детьми и, согласно возрасту ребенка, развивается качество коммуникаций. И вот уже лекции, нотации и нравоучения не работают. В приоритете гибкость, разговоры «по-взрослому», развитие умения понимать, договариваться и обсуждать, вместо жестких запретов.
Родители часто прокручивают свои страхи и опасения, отсюда и выстраиваются жесткие рамки.
Учите ребенка здраво мыслить, обсуждать проблемы вместе, осознавать свои эмоции и потребности, а так же четко видеть цепочки «действие-последствия», и в жестком контроле не будет нужды.