Будь в курсе

8 обновленных компетенций профессионального коуча.

Ключевые компетенции коуча были разработаны Международной Федерацией Коучинга (ICF). Данные компетенции используются как основа при проведении экзаменовв процессе сертификации коучей.

В течение практически 25 лет модель насчитывала 11 компетенций, Относительно недавно ICF провела двухгодичный анализ-исследование коучинговой практики более чем 1300 коучей и представила обновлённую версию модели из 8 компетенций, более подходящую для наших современных реалий.

Компетенции сформированы в 4 блока по принципу схожести и взаимодополнения, каждая из них важна в равной степени, поэтому приводимый нами порядок перечисления не означает более важную роль какой-то конкретной из них.

Но все они являются ключевыми и обязательно должны проявляться в работе компетентного коуча.

1.Основа:
  • Опора в работе на этику;
  • Воплощение коучингового образа мышления.
2. Совместное создание отношений:
  • Создание и поддержание соглашения;
  • Постоянное развитие доверия и ощущения безопасности;
  • Сохранение коучингового присутствия.
3. Эффективная коммуникация:
  • Активное слушание;
  • Пробуждение осознанности.
4. Содействие обучению и развитию:
  • Стимулирование развития клиента.

Немного подробней о том, что скрывается за каждой из них:


1. Опора в работе на этику:
  • Понимает и регулярно применяет этические нормы и следует стандартам коучинга;
  • Демонстрирует личную честность и порядочность в работе с клиентами, спонсорами коучинга и соответствующими заинтересованными сторонами;
  • Проявляет чуткость к идентичности, среде, контексту, ценностям и убеждениям клиента;
  • Использует уместный и уважительный язык в общении;
  • Соблюдает Этический кодекс ICF и руководствуется Ключевыми ценностями;
  • Сохраняет конфиденциальность информации, предоставленной клиентом, в соответствии с соглашением с заинтересованными сторонами и действующим законодательством;
  • Поддерживает различие между коучингом, консультированием, психотерапией и другими помогающими профессиями;
  • При необходимости направляет клиентов к специалистам других помогающих профессий.

2. Воплощение коучингового образа мышления:
  • Развивает и поддерживает открытый, любознательный, гибкий и ориентированный на клиента образ мышления;
  • Признает, что клиенты отвечают за свой выбор;
  • Занимается непрерывным обучение и развитием себя как коуча;
  • Развивает непрерывную рефлексивную практику с целью улучшение своего коучинга;
  • Осознаёт влияние контекста и культуры на себя и на других и открыт ему;
  • Использует осознанность и интуицию во благо клиентов;
  • Развивает и поддерживает способность управлять своими эмоциями;
  • Готовится к сессиям эмоционально и на уровне мышления;
  • При необходимости обращается за поддержкой к внешним ресурсам.

3. Создание и поддержка соглашений:
  • Выступает партнёром для клиента и заинтересованных сторон при создании ясных договорённостей относительно коучинговых взаимоотношений, процесса, планов и целей. Заключает соглашения как на всё время коучингового взаимодействия, так и на каждую сессию коучинга;
  • Объясняет, чем является, а чем не является коучинг, описывает процесс коучинга;
  • Достигает соглашения о том, что уместно/не уместно в отношениях, чего следует/не следует ожидать, а также об ответственности клиента и заинтересованных сторон;
  • Приходит к соглашению о принципах и конкретных параметрах коучинговых взаимоотношений, таких как логистика, оплата, расписание, продолжительность, прекращение отношений, конфиденциальность и включение в процесс третьих лиц;
  • В партнёрстве с клиентом формирует общий план и цели на коучинг, определяет совместимость коуча и клиента, чего клиент хочет достичь в ходе сессии, на что, по мнению клиента, нужно обратить внимание или что нужно рассмотреть, чтобы достичь желаемого результата сессии.
  • Выступает партнёром для клиента при определении и уточнение критериев измерения успеха всего коучингового процесса или отдельной сессии;
  • Выступает партнёром клиента в управлении временем и фокусом внимания на сессии;
  • Продолжает вести коучинг в направлении желаемого для клиента результата, до тех пор, пока клиент не выберет другое направление;
  • В партнёрстве с клиентом завершает коучинговые отношения, отдавай должности ценности этого опыта.

4. Постоянное развитие доверия и ощущения безопасности:
  • В партнёрстве с клиентом создаёт безопасную поддерживающую среду, позволяющую клиенту свободно выражать себя. Поддерживает взаимное уважение и доверие в отношениях;
  • Стремиться понять клиента в рамках его контекста, что может включать в себя идентичность клиента, его среду, опыт, ценности и убеждения;
  • Демонстрирует уважение к идентичности клиента, его восприятию, стилю и языку, адаптирует свой стиль коучинга под клиента;
  • Отмечает и уважает уникальные таланты клиента, его идеи и работу в коучинговом процессе;
  • Выражает поддержку, проявляет эмпатию и заботу о клиенте;
  • Отмечает и поддерживает выражение клиентом своих чувств, взглядов, опасений, убеждений и идей;
  • Демонстрирует открытость и прозрачность как способ показать уязвимость и выстроить доверительные отношения с клиентом.

6. Сохранение присутствия:
  • Поддерживает полную осознанность и присутствие с клиентом, используя открытый, гибкий и аргументированный стиль общения;
  • Остаётся сфокусированным, наблюдательным, эмпатичным и отзывчивым по отношению к клиенту;
  • Проявляет любопытство во время процесса коучинга;
  • Управляет своими эмоциями, чтобы сохранить присутствие с клиентом;
  • Демонстрирует уверенность при работе с сильными эмоциями клиента во время процесса коучинга;
  • Чувствует себя комфортно, работая в пространстве неизвестности;
  • Создаёт или даёт пространство для тишины, пауз и рефлексии.

5. Активное слушание:
  • Фокусируется на том, что говорит и о чём умалчивает клиент, чтобы полностью понимать то, что транслируется с точки зрения систем, в которые клиент вовлечён, и чтобы поддержать самовыражение клиента;
  • Принимает во внимание контекст клиента, его идентичность, среду, опыт, ценности и убеждения, чтобы углубить понимание того, о чём сообщает клиент.
  • Возвращает или обобщает то, что транслирует клиент, чтобы обеспечить ясность и понимание;
  • Замечает, когда есть что-то большее, чем то, что сообщает клиент, и расспрашивает об этом;
  • Замечает, отмечает и исследует эмоции клиента, изменение его энергии, невербальные сигналы и другое поведение;
  • Сопоставляет слова клиента, тон его голоса и язык тела для определения полного смысла того, что сообщается;
  • Замечает тенденции в поведении клиента и его эмоциях в ходе всех сессий, для выявления доминирующих тем и паттернов.

7. Пробуждение осознанности:
  • Обеспечивает рождение озарения (инсайта) и обучение клиента, используя такие инструменты и техники, как сильные вопросы, тишина, метафоры и аналогии;
  • Учитывает опыт клиента, принимая решение о том, что могло бы быть наиболее полезным;
  • Бросает вызов клиенту как способ пробудить осознанность или создать инсайт;
  • Задаёт вопросы о клиенте, например, о его способе мышления, ценностях, потребностях, желаниях и убеждениях;
  • Задаёт вопросы, помогающие клиенту выходить в исследовании за пределы его текущего способа мышления;
  • Приглашает клиента больше делиться своим опытом в текущем моменте;
  • Замечает то, что работает на рост и прогресс клиента;
  • Адаптирует свой коучинговый подход под потребности клиента;
  • Помогает клиенту выявлять факторы, которые влияют на его текущие и будущие паттерны поведения, мышление и эмоции;
  • Приглашает клиента вырабатывать идеи о том, как он может двигаться вперёд и что он готов или способен делать;
  • Поддерживает клиента в пересмотре взглядов (рефрейминге);
  • Ненавязчиво делится наблюдениями, инсайтами и ощущениями, которые имеют потенциал к созданию нового знания для клиента.

8. Способствование развитию клиента:
  • В партнёрстве с клиентом трансформирует знания и инстайты в действия. Поддерживает автономность клиента в коучинговом процессе;
  • Работает совместно с клиентом над интеграцией нового осознания, инсайтов или выводов в мировосприятие или поведение клиента;
  • Выступает партнёром для клиента при постановке целей, проектировании действий и определении параметров ответственности, которые интегрируют и расширяют новые знания/выводы;
  • Признаёт и поддерживает автономия клиента при постановке целей, проектировании действий, определении способов управления ответственностью;
  • Поддерживает клиента в выявлении возможных результатов или выводов из определённых пошаговых действий;
  • Приглашает клиента подумать, как двигаться вперёд, включая размышления о ресурсах, поддержке и возможных препятствиях.
  • Выступает партнёром для клиента, чтобы резюмировать, чему научился клиент и что он узнал в рамках сессий, между сессиями;
  • Отмечает прогресс и успехи клиента;
  • В партнёрстве с клиентом завершает сессию.

Уровень владения компетенциями, определяется, в том числе, типом сертификации коуча:

ASSOCIATE CERTIFIED COACH (ACC- ассоциированный коуч) — демонстрирует начальный уровень ЗУН, применяет их при коучинге, а также понимает, чем отличается применение данных навыков при коучинге и в других профессиях.
PROFESSIONAL CERTIFIED COACH (PCC-профессиональный коуч) — демонстрирует устойчивое владение навыками коучинга, но в некоторой степени ещё зависит от преподанных методик и учится устанавливать полностью партнёрские отношения с клиентом, фокусировать методики в интересах клиента. 
MASTER CERTIFIED COACH (MCC - мастер коуч) — демонстрирует свободное владение навыками коучинга, позволяющее установить плодотворные партнёрские отношения с клиентом, помогая ему всесторонне изучить свои возможности и овладеть ими.
Статьи Key&Key