В течение практически 25 лет модель насчитывала 11 компетенций. В 2019 году ICF провела анализ-исследование коучинговой практики более чем 1300 коучей и представила обновлённую версию модели из 8 компетенций, более подходящую для наших современных реалий. А в сентябре 2025, после 14-месячного исследования данных на 3000 коучей, доуточнила все нюансы внутри этих 8 компетенций. И сегодня мы выкладываем актуальную версию для вас.
Компетенции сформированы в 4 блока по принципу схожести и взаимодополнения, каждая из них важна в равной степени, поэтому приводимый нами порядок перечисления не означает более важную роль какой-то конкретной из них.
Но все они являются ключевыми и обязательно должны проявляться в работе компетентного коуча.
1.Основа:- Опора в работе на этику;
- Воплощение коучингового образа мышления.
- Создание и поддержание соглашения;
- Постоянное развитие доверия и ощущения безопасности;
- Сохранение коучингового присутствия.
- Активное слушание;
- Пробуждение осознанности.
- Стимулирование развития клиента.
Немного подробней о том, что скрывается за каждой из них:
1. Опора в работе на этику:
Коуч понимает и регулярно применяет этические нормы и следует стандартам коучинга.
1.1. Демонстрирует личную честность и порядочность во взаимодействии с клиентами, спонсорами коучинга и соответствующими заинтересованными сторонами.
1.2. Проявляет чуткость к идентичности, к среде и контексту, ценностями и убеждениям клиента.
1.3. Использует уместный и уважительный язык в общении с клиентами, спонсорами коучинга и заинтересованными сторонами.
1.4. Соблюдает Этический кодекс ICF и руководствуется Ключевыми ценностями ICF.
1.5. Сохраняет конфиденциальность информации, предоставленной клиентом, в соответствии с соглашением с заинтересованными сторонами и действующим законодательством.
1.6. Поддерживает различие между коучингом, консультированием, психотерапией и другими помогающими профессиями.
1.7. При необходимости направляет клиентов к специалистам других помогающих профессий.
2. Воплощение коучингового образа мышления:
Коуч занимается непрерывным личным и профессиональным обучением и развитием себя как коуча. При необходимости обращается к супервизорам или ментор-коучам. Развивает и поддерживает открытый, любознательный, гибкий и ориентированный на клиента образ мышления.
2.1. Признает, что клиенты отвечают за свой выбор.
2.2. Занимается непрерывным обучением и развитием себя как коуча, в том числе оставаясь в курсе передовых практик коучинга и использования технологий.
2.3. Развивает непрерывную рефлексивную практику с целью улучшения своего коучинга.
2.4. Осознает влияние предубеждений, контекста и культуры на себя и на других и открыт ему.
2.5. Использует осознанность и интуицию во благо клиентов.
2.6. Развивает и поддерживает способность управлять своими эмоциями.
2.7. Поддерживает эмоциональное, физическое и психическое благополучие при подготовке к каждой сессии, в ходе её проведения и после неё.
2.8. При необходимости обращается за поддержкой к внешним ресурсам.
2.9. Развивает открытость и любопытство в себе, в клиенте и в процессе коучинга.
2.10. Осознаёт влияние своих мыслей и поведения на клиентов и других людей.
3. Создание и поддержка соглашений:
Коуч выступает партнёром для клиента и заинтересованных сторон при создании ясных договорённостей относительно коучинговых отношений, процесса, планов и целей. Заключает соглашения как на всё время коучингового взаимодействия, так и на каждую сессию коучинга.
3.1. Разъясняет свою философию коучинга и чётко определяет, чем является, а чем не является коучинг, как для потенциальных клиентов, так и заинтересованных сторон.
3.2. Достигает соглашения о том, что уместно, а что неуместно в отношениях, что следует, а чего не следует ожидать, а также об ответственности клиента и заинтересованных сторон, включая обязательство работать над достижением целей коучинга.
3.3. Приходит к соглашению о принципах и конкретных параметрах коучинговых отношений, таких как логистика, оплата, расписание, продолжительность, прекращение отношений, конфиденциальность и включение в процесс третьих лиц.
3.4. В партнёрстве с клиентом и заинтересованными сторонами формирует общий план и цели на коучинг.
3.5. В партнёрстве с клиентом определяет совместимость коуча и клиента.
3.6. В партнёрстве с клиентом определяет или подтверждает, чего клиент хочет достичь в ходе сессии.
3.7. В партнёрстве с клиентом определяет, на что, по мнению клиента, нужно обратить внимание или что нужно рассмотреть, чтобы достичь желаемого результата сессии.
3.8. Выступает партнёром для клиента при определении или уточнении критериев измерения успеха всего коучингового процесса или отдельной сессии.
3.9. Выступает партнёром клиента в управлении временем и фокусом внимания в сессии.
3.10. Продолжает вести коучинг в направлении желаемого для клиента результата до тех пор, пока клиент не выберет другое направление.
3.11. В партнерстве с клиентом закрывает коучинговые отношения с уважением к клиенту и коучинговому опыту.
3.12. При необходимости пересматривает коучинговое соглашение, чтобы убедиться, что подход в коучинге соответствует потребностям клиента.
4. Постоянное развитие доверия и ощущения безопасности:
Коуч в партнёрстве с клиентом создаёт безопасную поддерживающую среду, позволяющую клиенту свободно выражать себя. Поддерживает взаимное уважение и доверие в отношениях.
4.1. Стремится понять клиента в рамках его контекста, что может включать в себя идентичность клиента, его среду, опыт, ценности и убеждения.
4.2. Демонстрирует уважение к идентичности клиента, его восприятию, стилю и языку, адаптирует свой стиль коучинга под клиента.
4.3. Отмечает и уважает уникальные таланты клиента, его идеи и работу в коучинговом процессе.
4.4. Выражает поддержку, проявляет эмпатию и заботу о клиенте.
4.5. Отмечает и поддерживает выражение клиентом своих чувств, особенностей восприятия, опасений, убеждений и идей.
4.6. Демонстрирует открытость и прозрачность как способ показать уязвимость и выстроить доверительные отношения с клиентом.
5. Сохранение присутствия:
Коуч поддерживает полную осознанность и присутствие с клиентом, используя открытый, гибкий и уверенный стиль взаимодействия.
5.1. Остаётся сфокусированным, наблюдательным, эмпатичным и отзывчивым по отношению к клиенту.
5.2. Проявляет любопытство во время процесса коучинга.
5.3. Осознаёт, что происходит с ним самим и с клиентом в текущем моменте.
5.4. Управляет своими эмоциями, чтобы сохранять присутствие с клиентом.
5.5. Демонстрирует уверенность при работе с сильными эмоциями клиента во время процесса коучинга.
5.6. Чувствует себя комфортно, работая в пространстве неизвестности.
5.7. Создаёт или даёт пространство для тишины, пауз и рефлексии.
6. Активное слушание:
Коуч фокусируется на том, что говорит и о чём умалчивает клиент, чтобы полностью понимать то, что транслируется с точки зрения систем, в которые клиент вовлечён, и чтобы поддержать самовыражение клиента.
6.1. Принимает во внимание контекст клиента, его идентичность, среду, опыт, ценности и убеждения, чтобы углубить понимание того, о чём сообщает клиент.
6.2. Возвращает или обобщает то, что транслирует клиент, чтобы обеспечить ясность и понимание.
6.3. Замечает, когда есть что-то большее, чем то, что сообщает клиент, и расспрашивает об этом.
6.4. Замечает, отмечает и исследует эмоции клиента, изменения его энергии, невербальные сигналы и другое поведение.
6.5. Сопоставляет слова клиента, тон его голоса и язык тела для определения полного смысла того, что сообщает клиент.
6.6. Замечает тенденции в поведении клиента и его эмоциях в ходе всех сессий, для выявления доминирующих тем и паттернов.
7. Пробуждение осознанности:
Коуч обеспечивает рождение озарения (инсайта) и обучение клиента, используя такие инструменты и техники, как сильные вопросы, тишина, метафоры и аналогии.
7.1. Учитывает опыт клиента, принимая решение о том, что могло бы быть наиболее полезным.
7.2. Бросает вызов клиенту как способ пробудить осознанность или создать озарение (инсайт).
7.3. Задаёт вопросы о клиенте, например, о его способе мышления, ценностях, потребностях, желаниях и убеждениях.
7.4. Задаёт вопросы, помогающие клиенту выходить в исследовании за пределы его текущего способа мышления.
7.5. Приглашает клиента больше делиться своим опытом в текущем моменте.
7.6. Замечает то, что работает на рост прогресса клиента.
7.7. Адаптирует свой подход в коучинге под потребности клиента.
7.8. Помогает клиенту выявлять факторы, которые влияют на его текущие и будущие паттерны поведения, мышление и эмоции.
7.9. Приглашает клиента вырабатывать идеи о том, как он может двигаться вперёд и что он готов или способен делать.
7.10.Поддерживает клиента в пересмотре взглядов (рефрейминге).
7.11. Без ожиданий делится наблюдениями, знанием и ощущениями, которые имеют потенциал к созданию новых озарений (инсайтов) для клиента.
8. Способствование развитию клиента:
В партнёрстве с клиентом трансформирует знания и озарения (инстайты) в действия. Поддерживает автономность клиента в коучинговом процессе.
8.1. Работает совместно с клиентом над интеграцией нового осознания, озарений или выводов в мировосприятие или поведение клиента.
8.2. Выступает партнёром для клиента при постановке целей, проектировании действий и определении параметров ответственности, которые интегрируют и расширяют новые знания (выводы).
8.3. Признаёт и поддерживает автономию клиента при постановке целей, проектировании действий, определении способов управления ответственностью.
8.4. Поддерживает клиента в выявлении возможных результатов или выводов из определённых пошаговых действий.
8.5. Приглашает клиента подумать, как двигаться вперёд, включая размышления о ресурсах, поддержке и возможных препятствиях.
8.6. Выступает партнёром для клиента, чтобы резюмировать, чему научился клиент и что он узнал в рамках сессий или между сессиями.
8.7. В партнёрстве с клиентом помогает интегрировать новые знания и поддерживать прогресс на протяжении всего коучингового взаимодействия.
8.8. Признаёт прогресс и успехи клиента.
8.9. В партнёрстве с клиентом завершает сессию.
Уровень владения компетенциями, определяется, в том числе, типом сертификации коуча:
ASSOCIATE CERTIFIED COACH (ACC- ассоциированный коуч) — демонстрирует начальный уровень ЗУН, применяет их при коучинге, а также понимает, чем отличается применение данных навыков при коучинге и в других профессиях.
PROFESSIONAL CERTIFIED COACH (PCC-профессиональный коуч) — демонстрирует устойчивое владение навыками коучинга, но в некоторой степени ещё зависит от преподанных методик и учится устанавливать полностью партнёрские отношения с клиентом, фокусировать методики в интересах клиента.
MASTER CERTIFIED COACH (MCC - мастер коуч) — демонстрирует свободное владение навыками коучинга, позволяющее установить плодотворные партнёрские отношения с клиентом, помогая ему всесторонне изучить свои возможности и овладеть ими.
Читайте другие полезные статьи от Key&Key здесь.