Коучинг: новые возможности (глазами преподавателя вуза).
Технологии развития потенциала и их применение в практике не стоят на месте. При этом каждое из направлений (психология, менеджмент, управление персоналом, физиология, социология и др.) постепенно интегрирует лучшее от своих «соседей». Объединяя усилия, чтобы человек, раскрывая свой потенциал, действовал осознанно и поступал ответственно. Именно этим мне стал привлекателен коучинг. Плюс к этому - ориентация на практические действия и на особенности каждого конкретного человека.
Конечно, каждый использует «задавание вопросов» как способ узнать больше о собеседнике, партнере. И я в работе со студентами, коллегами, в рамках бизнес-консультирования это применял часто. Как отмечают выпускники и ученики – умею слушать и слышать. Но бессознательная компетентность имеет свои границы, не раскрывает всей палитры возможностей.
Как я решился на изучение (хотя «изучение» - это не про данную программу, скорее она про формирование нового образа мышления о себе и людях)?
Во-первых, это пример моих коллег-HR Омска. Я видел, насколько они изменили свои стратегии поведения и работы. С ними стало намного интереснее общаться, обсуждать. Я увидел реальные изменения их жизненных и профессиональных позиций.
Во-вторых, 1 из моих партнеров по бизнес-консультированию обратил внимание на то, что многие проблемы менеджмента и УП не решаются «традиционными» инструментами. Надо искать новые способы и методы раскрытия потенциала сотрудников и команд. Прочитав базовую литературу, я понял, что изучая «по книжкам» коучинг – не реально познать всю его глубину. Придя на курс – еще более укрепился в таком мнении.
Теперь о том, что я понял, принял и о чем еще размышляю.
1. Сначала казалось, что многое уже известно, понятно и легко применимо. Но практические занятия, формирующие опыт применения инструментов, показали, что это не так.
Одно из преимуществ программы - много практики. Реальная работа с клиентами, работа «в тройках» с другими участниками. Казалось бы простые инструменты, но нет готовых шаблонов. Готовых ответов нет. В этом и интерес и сложность процесса. Сложно вначале работать с реальными клиентами, подбирать вопросы. Иногда они кажутся тривиальными и шаблонными. Но постепенно приходит осознание: в простоте - сила.
Отдельно хочу отметить межмодульную поддержку. Для омской команды - это просто подарок. Ни один вопрос не остается без внимания кураторов. В любое время корректно и содержательно помогут разобраться в ситуации.
2. Самое сложное для меня было держать коуч-позицию, т.е. беспристрастное следование за мыслями и рассуждениями клиента, соблюдая нейтральный статус.
Преподавателю, будучи экспертом в области работы с персоналом и молодым поколением, привычка скатываться на советы была просто барьерным явлением. Казалось, что с первых фраз клиента я уже знаю ответ и могу дать совет как надо действовать. Конечно, я до сих пор убежден, что при низком ресурсном состоянии переход от чистого коучинга в другие форматы общения необходим, чтобы показать бОльший объем возможностей. Но в целом убедился, что мои предположения о развитии событий были не совсем верными. В процессе работы запрос так переформатировался, что от первых фраз оставался только маленький «хвостик». Настолько люди по-разному мыслят, настолько глубинные проблемы лежат внутри, казалось бы, простых вопросов.
3. Мне и ранее было понятно, что инструменты коучинга вполне применимы практически во всех видах деятельности. Но применяя его уже осознанно в работе со студентами, я понял, что это огромное пространство.
Приведу пример. Онлайн-занятие со студентами (коронавирус, самоизоляция). Задание – подготовить доклад по современной проблеме УП и презентовать коллективу, чтобы заинтересовать и получить обратную связь. Как это сделать в онлайн-формате? Это стало большой задачей для меня. Решил немного «покоучить» их предварительно. Вышли на то, что в основе любого доклада/презентации лежит любовь (к себе, содержанию, аудитории). Результаты превзошли ожидания: студенты с такой вовлеченностью и любовью рассказывали (не докладывали!) свои материалы, что все были просто восхищены. И это только маленькая иллюстрация применения коучинга.
Важно отметить очень глубокую методологическую и методическую проработку всех модулей в отдельности и курса в целом. Для меня, как профессора университета, это важно было понять и прочувствовать.
Огромное спасибо всем организаторам, ассистентам, коллегам-слушателям из Омска и Санкт-Петербурга. Особая благодарность Светлане Поповой, которая развеяла миф (и мою настороженность), что коучинг можно преподавать только офф-лайн. Светлана на высочайшем профессионализме, легко и глубоко вовлекла нас в это безмерное пространство и обаяла своим талантом!