Компетенции сформированы в 4 блока по принципу схожести и взаимодополнения, каждая из них важна в равной степени, поэтому приводимый нами порядок перечисления не означает более важную роль какой-то конкретной из них.
Но все они являются ключевыми и обязательно должны проявляться в работе компетентного коуча.
1.Создание фундамента:
- Соответствие этическим нормам и проф стандартам;
- Заключение коучингового соглашения.
- Установление доверительных отношений с клиентом;
- Коучинговое присутствие.
- Активное слушание;
- Постановка "сильных" вопросов;
- Прямое общение.
- 4. Фасилитация обучения и достижения результатов:Стимулирование сознания;
- Проектирование действий;
- Планирование и постановка целей;
- Управление процессом и ответственностью.
Немного подробней о том, что скрывается за каждой из них:
1. Соответствие этическим нормам и проф стандартам.
- Понимает и неукоснительно соблюдает этические нормы ICF;
- Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию и иные методы проф помощи клиентам;
- При необходимости, рекомендует обратиться к соответствующему специалисту, умеет определить, когда это необходимо и каковы имеющиеся ресурсы.
2. Заключение коучингового соглашения:
- Понимает и эффективно обсуждает с клиентом правила и конкретные параметры взаимоотношений в коучинге (например, логистику, оплату, расписание, подключение третьих лиц);
- Достигает соглашения о том, что приемлемо в этих отношениях, а что нет, что предлагается/ не предлагается, о зонах ответственности коуча и клиента;
- Определяет, есть ли соответствие между методами коучинга и потребностями клиента, которое обеспечит эффективность коучинга.
3. Установление доверительных отношений:
- Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента;
- Постоянно демонстрирует свою собственную целостность, честность и искренность;
- Заключает ясные соглашения и выполняет обещания;
- Демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стилю обучения и к личности;
- Обеспечивает постоянную поддержку и поддерживает новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи;
- Спрашивает разрешения на проведение коучинга в новых, ещё непривычных «чувствительных» для клиента областях.
- Осознанно взаимодействует и остаётся гибким в процессе коучинга, «танцуя» в текущем моменте;
- Находится в контакте с собственной интуицией и доверяет внутреннему знанию другого — «слушает внутренний голос»;
- Открыт к неведению и принимает риски;
- Видит много способов работы с клиентом и в каждый момент выбирает наиболее эффективный;
- Эффективно использует юмор, создавая ощущение лёгкости и энергии;
- Уверенно меняет перспективы и экспериментирует с новыми возможностями в собственных действиях;
- Демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой, не позволяя эмоциям клиента доминировать и запутывать себя.
5. Активное слушание:
- Концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, составленных для клиента;
- Слышит, что заботит клиента и вызывает у него сомнения, каковы цели, ценности и убеждения о том, что возможно, а что нет;
- Проводит различие между словами, интонацией и языком тела;
- Обобщает, перефразирует, повторяет и отзеркаливает сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания;
- Поддерживает и вдохновляет, принимает, изучает и способствует усилению выражения чувств, восприятия, озабоченности, убеждений, предположений и т.д.;
- Интегрирует и строит процесс, исходя из идей и предложений клиента;
- Резюмирует или понимает суть того, что говорит клиент, и помогает ему достичь своей цели, а не увлекаться длинными описаниями;
- Позволяет клиенту «выпустить пар» или «разъяснить» ситуацию, не вынося суждений, не принимая какую-либо сторону, чтобы перейти к следующим шагам.
6. Постановка "сильных" вопросов:Задаёт вопросы:
- Отражающие активное слушание и понимание взгляда клиента;
- Провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента);
- Открытые, порождающие большую ясность, новые возможности или знания;
- Продвигающие по направлению к желаемому, а не требующие находить доказательства или оглядываться назад.
7. Прямое общение:
- Делясь чем-либо и давая обратную связь, изъясняется ясно, чётко и прямо;
- Четко формулирует и переформулирует, проводит рефрейминг, чтобы помочь клиенту понять, разобраться в том, чего он хочет, или в том, в чем он не уверен, взглянув с иной перспективы;
- Ясно излагает цели коучинга, программу сессии, цель использования техник, методов или упражнений;
- Использует подходящий и уважительный язык (например, избегает дискриминации по полу, расе, не использует специфических технических терминов, жаргонизмов);
- Пользуется метафорами и аналогиями, чтобы помочь проиллюстрировать важную мысль или создать словесную картину.
8. Стимулирование осознания:
- Рассматривая и оценивая вопросы и дела клиента, выходит за рамки сказанного, не позволяет себе «попасться на крючок» описания, данного им;
- Расспрашивает с целью добиться более глубокого понимания, осознания и ясности;
- Определяет и раскрывает лежащие в основе темы и заботы, типичные и постоянные способы восприятия себя и окружающего мира, различия между фактами и их интерпретацией, несоответствие между мыслями, чувствами и действиями;
- Помогает открывать новые мысли, убеждения, ощущения, эмоции, настроения и т.д., усиливающие способность предпринимать активные действия и достигать того, что важно;
- Раскрывает более широкие перспективы и вдохновляет на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для действий;
- Помогает увидеть разные, взаимосвязанные факторы, влияющие на них и на их поведение (например, мысли, эмоции, тело, фон, окружение);
- Делится инсайтами с клиентами так, чтобы они были полезны и имели смысл для клиента;
- Определяет наиболее сильные стороны и основные области обучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание во время коучинга;
- Просит проводить различие между заурядными и значимыми вопросами, ситуативным и повторяющимся поведением, когда обнаруживает несоответствие между декларируемым и действиями.
- Организует мозговые штурмы и помогает определить те действия, которые позволят продемонстрировать, отработать и углубить новые знания;
- Помогает сконцентрироваться и систематически изучать наиболее существенные для достижения оговоренных целей коучинга конкретные проблемы и возможности;
- Вовлекает в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений;
- Поддерживает активные эксперименты и самопознание, где клиент сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни;
- Отмечает успехи и способности клиента, способствуя дальнейшему росту;
- Бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий;
- Поддерживает или выдвигает точки зрения, соответствующие целям клиента, и, не симпатизируя ни одной из них, убеждает рассмотреть их;
- Помогает «Сделать Это Прямо Сейчас», во время сессии коучинга, обеспечивая немедленную поддержку;
- Поддерживает рабочее напряжение, «растяжку», поощряет постановку сложных задач, но вместе с тем поддерживает комфортный темп обучения.
10. Планирование и постановка целей:
- Обобщает собранную информацию и определяет с клиентом план коучинга и цели развития, затрагивающие проблемы и главные области, требующие изучения и развития;
- Формирует план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов и содержит сроки достижения;
- Вносит в план изменения, если это требуется в процессе коучинга и при изменении ситуации;
- Помогает отыскать и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения (например, к книгам, к другим специалистам);
- Определяет и намечает первые значимые для клиента успехи.
11. Управление прогрессом и ответственностью:
- Чётко запрашивает от клиента действия, которые продвинут его вперёд к его поставленным целям;
- Отслеживает происходящее, спрашивая у клиента о тех действиях, за которые он взял на себя обязательство на предыдущих сессиях;
- Узнает, что удалось сделать, что не удалось, чему научился, что осознал со времени проведения предыдущей сессии или сессий;
- Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе сессий;
- Не даёт сбиться с пути между сессиями, концентрируя внимание на плане и намеченных результатах коучинга, оговоренному плану действий и темах для следующей сессии (сессий);
- Фокусируется на плане коучинга, но остаётся открытым для корректировки поведения и действий на основании самого процесса коучинга и изменений направления в ходе сессий;
- Способен переключаться между масштабной картиной того, к чему движется клиент, созданием контекста обсуждаемой темы и тем, куда клиент хочет попасть;
- Активизирует самодисциплину клиента и заставляет его отвечать за то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты запланированных действий и конкретный план с определенным временным форматом;
- Развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми вопросами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, рефлексировать и учиться на опыте);
- Позитивно бросает клиенту вызов, обращая внимание на факт, когда тот не предпринял оговоренных действий.
Уровень владения компетенциями, определяется, в том числе, типом сертификации коуча:
ASSOCIATE CERTIFIED COACH (ACC- ассоциированный коуч) — демонстрирует начальный уровень ЗУН, применяет их при коучинге, а также понимает, чем отличается применение данных навыков при коучинге и в других профессиях.
PROFESSIONAL CERTIFIED COACH (PCC-профессиональный коуч) — демонстрирует устойчивое владение навыками коучинга, но в некоторой степени ещё зависит от преподанных методик и учится устанавливать полностью партнёрские отношения с клиентом, фокусировать методики в интересах клиента.
MASTER CERTIFIED COACH (MCC - мастер коуч) — демонстрирует свободное владение навыками коучинга, позволяющее установить плодотворные партнёрские отношения с клиентом, помогая ему всесторонне изучить свои возможности и овладеть ими.
Размещено по материалам ICF Russia.
Приглашаем вас принять участия в наших мероприятиях и обучениях. Чтобы посмотреть актуальное расписание, переходите по ссылке.
Читайте другие полезные статьи от Key&Key здесь.