Будь в курсе

11 ключевых компетенций коуча нашего времени.

Ключевые компетенции коуча были разработаны Международной Федерацией Коучинга (ICF). Данные компетенции используются как основа при проведении экзаменов в процессе сертификации коучей.

Компетенции сформированы в 4 блока по принципу схожести и взаимодополнения, каждая из них важна в равной степени, поэтому приводимый нами порядок перечисления не означает более важную роль какой-то конкретной из них.

Но все они являются ключевыми и обязательно должны проявляться в работе компетентного коуча.

1.Создание фундамента:
  • Соответствие этическим нормам и проф стандартам;
  • Заключение коучингового соглашения.
2. Совместное создание отношений:
  • Установление доверительных отношений с клиентом;
  • Коучинговое присутствие.
3. Эффективная коммуникация:
  • Активное слушание;
  • Постановка "сильных" вопросов;
  • Прямое общение.
4. Фасилитация обучения и достижения результатов:
  • Стимулирование сознания;
  • Проектирование действий;
  • Планирование и постановка целей;
  • Управление процессом и ответственностью.


Немного подробней о том, что скрывается за каждой из них:


1. Соответствие этическим нормам и проф стандартам.
  • Понимает и неукоснительно соблюдает этические нормы ICF;
  • Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию и иные методы проф помощи клиентам;
  • При необходимости, рекомендует обратиться к соответствующему специалисту, умеет определить, когда это необходимо и каковы имеющиеся ресурсы.

2. Заключение коучингового соглашения:
  • Понимает и эффективно обсуждает с клиентом правила и конкретные параметры взаимоотношений в коучинге (например, логистику, оплату, расписание, подключение третьих лиц);
  • Достигает соглашения о том, что приемлемо в этих отношениях, а что нет, что предлагается/ не предлагается, о зонах ответственности коуча и клиента;
  • Определяет, есть ли соответствие между методами коучинга и потребностями клиента, которое обеспечит эффективность коучинга.

3. Установление доверительных отношений:
  • Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента;
  • Постоянно демонстрирует свою собственную целостность, честность и искренность;
  • Заключает ясные соглашения и выполняет обещания;
  • Демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стилю обучения и к личности;
  • Обеспечивает постоянную поддержку и поддерживает новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи;
  • Спрашивает разрешения на проведение коучинга в новых, ещё непривычных «чувствительных» для клиента областях.
4. Коучинговое присутствие:
  • Осознанно взаимодействует и остаётся гибким в процессе коучинга, «танцуя» в текущем моменте;
  • Находится в контакте с собственной интуицией и доверяет внутреннему знанию другого — «слушает внутренний голос»;
  • Открыт к неведению и принимает риски;
  • Видит много способов работы с клиентом и в каждый момент выбирает наиболее эффективный;
  • Эффективно использует юмор, создавая ощущение лёгкости и энергии;
  • Уверенно меняет перспективы и экспериментирует с новыми возможностями в собственных действиях;
  • Демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой, не позволяя эмоциям клиента доминировать и запутывать себя.


5. Активное слушание:
  • Концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, составленных для клиента; 
  • Слышит, что заботит клиента и вызывает у него сомнения, каковы цели, ценности и убеждения о том, что возможно, а что нет; 
  • Проводит различие между словами, интонацией и языком тела; 
  • Обобщает, перефразирует, повторяет и отзеркаливает сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания; 
  • Поддерживает и вдохновляет, принимает, изучает и способствует усилению выражения  чувств, восприятия, озабоченности, убеждений, предположений и т.д.;
  • Интегрирует и строит процесс, исходя из идей и предложений клиента; 
  • Резюмирует или понимает суть того, что говорит клиент, и помогает ему достичь своей цели, а не увлекаться длинными описаниями; 
  • Позволяет клиенту «выпустить пар» или «разъяснить» ситуацию, не вынося суждений, не принимая какую-либо сторону, чтобы перейти к следующим шагам.

6. Постановка "сильных" вопросов:Задаёт вопросы: 
  • Отражающие активное слушание и понимание взгляда клиента; 
  • Провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента);
  • Открытые, порождающие большую ясность, новые возможности или знания;
  • Продвигающие по направлению к желаемому, а не требующие находить доказательства или оглядываться назад.

7. Прямое общение:
  • Делясь чем-либо и давая обратную связь, изъясняется ясно, чётко и прямо; 
  • Четко формулирует и переформулирует, проводит рефрейминг, чтобы помочь клиенту понять, разобраться в том, чего он хочет, или в том, в чем он не уверен, взглянув с иной перспективы; 
  • Ясно излагает цели коучинга, программу сессии, цель использования техник, методов или упражнений; 
  • Использует подходящий и уважительный язык (например, избегает дискриминации по полу, расе, не использует специфических технических терминов, жаргонизмов);
  • Пользуется метафорами и аналогиями, чтобы помочь проиллюстрировать важную мысль или создать словесную картину.

8. Стимулирование осознания:
  • Рассматривая и оценивая вопросы и дела клиента, выходит за рамки сказанного, не позволяет себе «попасться на крючок» описания, данного им; 
  • Расспрашивает с целью добиться более глубокого понимания, осознания и ясности;
  • Определяет и раскрывает лежащие в основе темы и заботы, типичные и постоянные способы восприятия себя и окружающего мира, различия между фактами и их интерпретацией, несоответствие между мыслями, чувствами и действиями;
  • Помогает открывать новые мысли, убеждения, ощущения, эмоции, настроения и т.д., усиливающие способность предпринимать активные действия и достигать того, что важно; 
  • Раскрывает  более широкие перспективы и вдохновляет на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для действий; 
  • Помогает увидеть разные, взаимосвязанные факторы, влияющие на них и на их поведение (например, мысли, эмоции, тело, фон, окружение); 
  • Делится инсайтами с клиентами так, чтобы они были полезны и имели смысл для клиента;
  • Определяет наиболее сильные стороны и основные области обучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание во время коучинга; 
  • Просит проводить различие между заурядными и значимыми вопросами, ситуативным и повторяющимся поведением, когда обнаруживает несоответствие между декларируемым и действиями.
9. Проектирование действий:
  • Организует мозговые штурмы и помогает определить те действия, которые позволят продемонстрировать, отработать и углубить новые знания; 
  • Помогает сконцентрироваться и систематически изучать наиболее существенные для достижения оговоренных целей коучинга конкретные проблемы и возможности;
  • Вовлекает в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений; 
  • Поддерживает активные эксперименты и самопознание, где клиент сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни;
  • Отмечает успехи и способности клиента, способствуя дальнейшему росту; 
  • Бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий; 
  • Поддерживает или выдвигает точки зрения, соответствующие целям клиента, и, не симпатизируя ни одной из них, убеждает рассмотреть их; 
  • Помогает «Сделать Это Прямо Сейчас», во время сессии коучинга, обеспечивая немедленную поддержку; 
  • Поддерживает рабочее напряжение, «растяжку», поощряет постановку сложных задач, но вместе с тем поддерживает комфортный темп обучения.

10. Планирование и постановка целей:
  • Обобщает собранную информацию и определяет с клиентом план коучинга и цели развития, затрагивающие проблемы и главные области, требующие изучения и развития;
  • Формирует план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов и содержит сроки достижения; 
  • Вносит в план изменения, если это требуется в процессе коучинга и при изменении ситуации; 
  • Помогает отыскать и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения (например, к книгам, к другим специалистам); 
  • Определяет и намечает первые значимые для клиента успехи.

11. Управление прогрессом и ответственностью:
  • Чётко запрашивает от клиента действия, которые продвинут его вперёд к его поставленным целям; 
  • Отслеживает происходящее, спрашивая у клиента о тех действиях, за которые он взял на себя обязательство на предыдущих сессиях; 
  • Узнает, что удалось сделать, что не удалось, чему научился, что осознал со времени проведения предыдущей сессии или сессий; 
  • Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе сессий; 
  • Не даёт сбиться с пути между сессиями, концентрируя внимание на плане и намеченных результатах коучинга, оговоренному плану действий и темах для следующей сессии (сессий); 
  • Фокусируется на плане коучинга, но остаётся открытым для корректировки поведения и действий на основании самого процесса коучинга и изменений направления в ходе сессий; 
  • Способен переключаться между масштабной картиной того, к чему движется клиент, созданием контекста обсуждаемой темы и тем, куда клиент хочет попасть; 
  • Активизирует самодисциплину клиента и заставляет его отвечать за то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты запланированных действий и конкретный план с определенным временным форматом; 
  • Развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми вопросами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, рефлексировать и учиться на опыте); 
  • Позитивно бросает клиенту вызов, обращая внимание на факт, когда тот не предпринял оговоренных действий.

Уровень владения компетенциями, определяется, в том числе, типом сертификации коуча:
ASSOCIATE CERTIFIED COACH (ACC- ассоциированный коуч) — демонстрирует начальный уровень ЗУН, применяет их при коучинге, а также понимает, чем отличается применение данных навыков при коучинге и в других профессиях.
PROFESSIONAL CERTIFIED COACH (PCC-профессиональный коуч) — демонстрирует устойчивое владение навыками коучинга, но в некоторой степени ещё зависит от преподанных методик и учится устанавливать полностью партнёрские отношения с клиентом, фокусировать методики в интересах клиента. 
MASTER CERTIFIED COACH (MCC - мастер коуч) — демонстрирует свободное владение навыками коучинга, позволяющее установить плодотворные партнёрские отношения с клиентом, помогая ему всесторонне изучить свои возможности и овладеть ими.

Размещено по материалам ICF Russia.
Статьи Key&Key Новости Key&Key