Будь в курсе

Мягкие навыки будущего

«Жили-были в советское время два одноклассника: Митрофан и Иннокентий.
Закончили школу и пошли учиться на инженеров-электриков. Митрофан начал развивать «твёрдые» (профессиональные) навыки - корпеть над учебниками, сидеть на парах.
А Иннокентий - «мягкие». Стал активистом комсомола вуза. Начал следить за моральным обликом студентов, организовывать мероприятия (субботники, турпоходы, танцы, лекции, собрания) и выступать с мотивирующими речами.
На парах Иннокентий практически не появлялся, но преподаватели под давлением начальства ставили ему автоматы, а Митрофан недосыпал, корпя над учебниками. Иннокентия посылали на практику в стройотряды в ГДР, где он руководил. А Митрофана - в глухую деревню, копать ямы.
Одноклассники закончили вуз. Иннокентия распределили в райком комсомола, а Митрофана на завод.
Настали 90-ые, Иннокентий создал коммерческую фирму, въехал в 14-комнатный особняк и приобрёл Мерседес. А завод Митрофана закрыли, и он пошёл работать дворником.
Прошли годы... Иннокентий переехал с семьей за границу, перевез свои капиталы, обеспечил детям и внукам качественное образование и прожил остаток жизни в достатке и покое. А Митрофана в 60 догнал инфаркт: работа у него была нервная и тяжёлая».

Разумеется, это утрированная история. И, конечно же, профессиональные навыки, знания и умения важны в любой сфере деятельности. Однако уже сложно отрицать тот факт, что в 21 веке постепенно ключами к успеху становятся так называемые soft skills.


Каждый год сотни выпускников вливаются в рынок труда. И число лиц, получивших профессиональное образование, увеличивается год от года. Поэтому работодатели начинают предъявлять требования и к другим умениям. Ведь хардами уже никого не удивишь. Да и на руководящих должностях, помимо крепких знаний своего дела, неплохо было бы иметь что-то ещё, как минимум, умение мотивировать сотрудников, работать в команде и договариваться.

Исследования, проведённые учёными из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги показали, что «гибкие навыки» сейчас составляют до 85% успеха в профессии, жёсткие – лишь 15%.

Ассоциации тренеров Российского союза молодёжи составила список из 14 важных софтов, которые будут востребованы в России в ближайшем будущем:

1. Коммуникация;
2. Критическое мышление;
3. Клиентоориентированность;
4. Управление проектами, людьми и собой;
5. Наставничество и менторинг;
6. Решение проблем;
7. Принятие решений;
8. Эмоциональный интеллект;
9. Ненасильственное общение;
10. Управление знаниями;
11. Работа в режиме неопределенности;
12. Бережливое производство;
13. Экологическое мышление;
14. Самоанализ и саморефлексия.

О чём эти навыки и как их развивать?

Давайте разберёмся.


1. Коммуникация.
Этот навык помогает налаживать контакты и общаться с другими людьми.
Как говорил миллиардер Уоррен Баффетт: «Не уметь общаться — равно что подмигивать девушке в темноте».

Не проходит и дня, чтобы мы не взаимодействовали с кем-то по работе или в личной жизни. Ну, если только вы не отшельник-одиночка, живущий на необитаемом острове. На самом деле в коммуникативной компетентности много умений от ведения переговорного процесса до ораторского мастерства. И осваивать их можно с раннего детства до самой старости.

Начать же можно с таких книг как:

  • Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»;
  • Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон «Переговоры без поражения»;
  • Твайла Тарп, «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду».

2. Критическое мышление.
Способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. О данном навыке и том, как его развивать, мы некоторое время назад написали целую статью: "Критическое мышление - ключевой софт 21 века" 

3. Клиентоориентированность.
Умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой.

О навыке можно подробней узнать в этих источниках:

  • Джек Митчелл «Обнимите своих клиентов»;
  • Карл Сьюэл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»;
  • Филип Грейвс «Клиентология: чего на самом деле хотят ваши покупатели».

4. Управление проектами.
Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Бизнес, НКО и госорганы в России постепенно переходят на проектное управление. Умение управлять становится значимым.

Начать погружение в тему можно с книгами:

  • Джефф Сазерленд «Scrum: революционный метод управления проектами»;
  • Николай Товеровский «Управление проектами, людьми и собой»;
  • Том ДеМарко, Тимоти Листер «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды».

5. Наставничество и менторинг.
Данные навыки часто относят к коучингу, но это на самом деле неверно. Отличие наставничества, менторинга от коучинга мы подробно разобрали в одной из наших статей, обозначив, при каких запросах и на каких этапах важен каждый вид взаимодействия.

Но без наставничества уже не обходится ни одна крупная компания. Важно уметь вести за собой новичков, адаптировать их и помогать входить в рабочие процессы. Ведь ключевой капитал 21 века – человеческие ресурсы. О работе с данной «валютой» мы рассказывали в нашей статье: «Эра бизнеса о людях и для людей»

Если вам важно развивать в себе навыки ментора или наставничества, можно начать этот путь с книг:

  • Александра Прицкер «Менторинг: инструкция к применению»;
  • Джон Максвелл «Наставничество 101».

6. Ненасильственное общение.
Способность чётко, понятно и точно доносить до собеседника информацию. Разговор о фактах, своих потребностях и просьбах. Считается, что этот навык помогает договариваться в коллективах.

Чтобы узнать больше, прочтите:

  • Маршалл Розенберг «Язык жизни»;
  • Кинг Патрик «Как улучшить навыки общения. Строить отношения и управлять ими, эффективно общаться, понимать других».

7. Принятие решений.
Способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов, расставляя приоритеты и оценивая пользу. Принятие управленческих решений, как тренинг для руководства, до сих пор остаётся в топе основных запросов от компаний вот уже более 10 лет.

О действенных техниках принятия решений можно узнать здесь:

  • Чип Хиз и Дэн Хиз «Ловушка мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете» и книга «Переключайтесь»;
  • Адам Фернер «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»;
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают».

8. Решение проблем.
Способность не застревать в трудностях и не прокручивать по 50 раз пластинку «кто виноват и как же так получилось», а сразу оценивать урон, искать варианты выхода и действовать на нормализацию ситуации. В век высоких скоростей важно не только быстро принимать решения, но и уметь воплощать их в жизнь.

О данном навыке подробней можно узнать, изучив:

  • Морган Джонс «Решение проблем по методикам спецслужб»;
  • Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро».

9. Эмоциональный интеллект.
Способность понимать эмоции свои и других людей, а также управлять эмоциями – своими и окружающих. Этот навык органично накладывается на другие, помогая вам выстраивать отношения с людьми ещё более гармонично.

Подробности можно подчерпнуть из книг:

  • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и «Эмоциональный интеллект в работе»;
  • Тревис Бредберри и Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0»;
  • Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость».

10. Обучаемость.
Способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни. А также управлять планом своего обучения и временными ресурсами. Согласитесь, практически во всех профессиях сейчас появляются новые направлении. Если вам важно оставаться на плаву и быть востребованными в новых условиях рынка, то способность учиться – навык, который не отмирает с получением стандартного образования.

О процессе непрерывного обучения здесь:

  • Джош Кауфман «Сам себе MBA. Самообразование на 100%»;
  • Дэвид Колб и Кей Питерсен «Век живи — век учись».

11. Работа в режиме неопределённости.
Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Работать в режиме неопределенности — уметь быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Более подробно о VUCA-мире и том, как к нему приспособиться, мы разбирали в одной из наших статей

12. Бережливое производство.
Умение устранять потери любого рода, искать узкие места в деятельности и улучшать процесс создания чего-либо. Данный навык помогает экономить ресурсы. Желая его освоить, первое, что можно сделать, это действовать по технологии 5S: удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов и совершенствование порядка.

Углубиться в тему можно через:

  • Дэниел Джонс, Джеймс П. Вумек «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании»;
  • Дон Тэппинг, Томас Фабрицио «5S для офиса».

13. Экологическое мышление.
Ответственность за свои действия, осознанность и позитивное отношение к миру. Взгляд не с позиции «всё пропало, все кругом виноваты, спасайтесь, кто может», а с позиции всё того же поиска вариантов решения.

Об экологичном мышлении писали:

Джон Миллер «Проактивное мышление» и книга «5 принципов проактивного мышления»;
Тимоти Мортон «Стать экологичным».

14. Саморефлексия.
Анализ своих поступков, поведения и деятельности. Навык помогает учиться на своих ошибках, вырабатывать лучшие решения и саморазвиваться. А также прислушиваться к себе и понимать, что с вами происходит. Данная способность нарабатывается людьми на практике в течение всей жизни.

Эти 14 навыков – востребованные софты нашего ближайшего будущего. И конечно, если вы не обладаете ими на старте, то всегда можно обучиться в процессе. Но, согласитесь, это полностью практические навыки. Следовательно, чем раньше начать, тем более качественный результат можно получить.

Именно поэтому всё чаще говорят, что развитие soft skills важно начинать с детства.

Наша команда разделяет эту убеждённость и работает над созданием комплексной программы по развитию мягких навыков подростков.


Уже сейчас мы развиваем коммуникативную компетентность, эмоциональный интеллект и ненасильственное общение на программе  «Гений коммуникаций», а умение учиться на курсе «Гибкий ум».

Хотите дать ребёнку знания, которым не учат в школе, и обеспечить навыками, которые помогут не только в работе, но и в личной жизни?

Тогда наши двери всегда открыты для вас.

Статьи Key&Key