«Жили-были в советское время два одноклассника: Митрофан и Иннокентий.
Закончили школу и пошли учиться на инженеров-электриков. Митрофан начал развивать «твёрдые» (профессиональные) навыки - корпеть над учебниками, сидеть на парах.
А Иннокентий - «мягкие». Стал активистом комсомола вуза. Начал следить за моральным обликом студентов, организовывать мероприятия (субботники, турпоходы, танцы, лекции, собрания) и выступать с мотивирующими речами.
На парах Иннокентий практически не появлялся, но преподаватели под давлением начальства ставили ему автоматы, а Митрофан недосыпал, корпя над учебниками. Иннокентия посылали на практику в стройотряды в ГДР, где он руководил. А Митрофана - в глухую деревню, копать ямы.
Одноклассники закончили вуз. Иннокентия распределили в райком комсомола, а Митрофана на завод.
Настали 90-ые, Иннокентий создал коммерческую фирму, въехал в 14-комнатный особняк и приобрёл Мерседес. А завод Митрофана закрыли, и он пошёл работать дворником.
Прошли годы... Иннокентий переехал с семьей за границу, перевез свои капиталы, обеспечил детям и внукам качественное образование и прожил остаток жизни в достатке и покое. А Митрофана в 60 догнал инфаркт: работа у него была нервная и тяжёлая».

Разумеется, это утрированная история. И, конечно же, профессиональные навыки, знания и умения важны в любой сфере деятельности. Однако уже сложно отрицать тот факт, что в 21 веке постепенно ключами к успеху становятся так называемые soft skills.
Каждый год сотни выпускников вливаются в рынок труда. И число лиц, получивших профессиональное образование, увеличивается год от года. Поэтому работодатели начинают предъявлять требования и к другим умениям. Ведь хардами уже никого не удивишь. Да и на руководящих должностях, помимо крепких знаний своего дела, неплохо было бы иметь что-то ещё, как минимум, умение мотивировать сотрудников, работать в команде и договариваться.
Исследования, проведённые учёными из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги показали, что «гибкие навыки» сейчас составляют до 85% успеха в профессии, жёсткие – лишь 15%.
Ассоциации тренеров Российского союза молодёжи составила список из 14 важных софтов, которые будут востребованы в России в ближайшем будущем:
1. Коммуникация;2. Критическое мышление;
3. Клиентоориентированность;
4. Управление проектами, людьми и собой;
5. Наставничество и менторинг;
6. Решение проблем;
7. Принятие решений;
8. Эмоциональный интеллект;
9. Ненасильственное общение;
10. Управление знаниями;
11. Работа в режиме неопределенности;
12. Бережливое производство;
13. Экологическое мышление;
14. Самоанализ и саморефлексия.

О чём эти навыки и как их развивать?
Давайте разберёмся.
1. Коммуникация.
Этот навык помогает налаживать контакты и общаться с другими людьми.
Как говорил миллиардер Уоррен Баффетт: «Не уметь общаться — равно что подмигивать девушке в темноте».
Не проходит и дня, чтобы мы не взаимодействовали с кем-то по работе или в личной жизни. Ну, если только вы не отшельник-одиночка, живущий на необитаемом острове. На самом деле в коммуникативной компетентности много умений от ведения переговорного процесса до ораторского мастерства. И осваивать их можно с раннего детства до самой старости.
Начать же можно с таких книг как:
- Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»;
- Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон «Переговоры без поражения»;
- Твайла Тарп, «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду».
2. Критическое мышление.
Способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. О данном навыке и том, как его развивать, мы некоторое время назад написали целую статью: "Критическое мышление - ключевой софт 21 века"
3. Клиентоориентированность.
Умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой.
О навыке можно подробней узнать в этих источниках:
- Джек Митчелл «Обнимите своих клиентов»;
- Карл Сьюэл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»;
- Филип Грейвс «Клиентология: чего на самом деле хотят ваши покупатели».
4. Управление проектами.
Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Бизнес, НКО и госорганы в России постепенно переходят на проектное управление. Умение управлять становится значимым.
Начать погружение в тему можно с книгами:
- Джефф Сазерленд «Scrum: революционный метод управления проектами»;
- Николай Товеровский «Управление проектами, людьми и собой»;
- Том ДеМарко, Тимоти Листер «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды».
5. Наставничество и менторинг.
Данные навыки часто относят к коучингу, но это на самом деле неверно. Отличие наставничества, менторинга от коучинга мы подробно разобрали в одной из наших статей, обозначив, при каких запросах и на каких этапах важен каждый вид взаимодействия.
Но без наставничества уже не обходится ни одна крупная компания. Важно уметь вести за собой новичков, адаптировать их и помогать входить в рабочие процессы. Ведь ключевой капитал 21 века – человеческие ресурсы. О работе с данной «валютой» мы рассказывали в нашей статье: «Эра бизнеса о людях и для людей».
Если вам важно развивать в себе навыки ментора или наставничества, можно начать этот путь с книг:
- Александра Прицкер «Менторинг: инструкция к применению»;
- Джон Максвелл «Наставничество 101».

6. Ненасильственное общение.
Способность чётко, понятно и точно доносить до собеседника информацию. Разговор о фактах, своих потребностях и просьбах. Считается, что этот навык помогает договариваться в коллективах.
Чтобы узнать больше, прочтите:
- Маршалл Розенберг «Язык жизни»;
- Кинг Патрик «Как улучшить навыки общения. Строить отношения и управлять ими, эффективно общаться, понимать других».
7. Принятие решений.
Способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов, расставляя приоритеты и оценивая пользу. Принятие управленческих решений, как тренинг для руководства, до сих пор остаётся в топе основных запросов от компаний вот уже более 10 лет.
О действенных техниках принятия решений можно узнать здесь:
- Чип Хиз и Дэн Хиз «Ловушка мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете» и книга «Переключайтесь»;
- Адам Фернер «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»;
- Дмитрий Чернышев «Как люди думают».
8. Решение проблем.
Способность не застревать в трудностях и не прокручивать по 50 раз пластинку «кто виноват и как же так получилось», а сразу оценивать урон, искать варианты выхода и действовать на нормализацию ситуации. В век высоких скоростей важно не только быстро принимать решения, но и уметь воплощать их в жизнь.
О данном навыке подробней можно узнать, изучив:
- Морган Джонс «Решение проблем по методикам спецслужб»;
- Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро».
9. Эмоциональный интеллект.
Способность понимать эмоции свои и других людей, а также управлять эмоциями – своими и окружающих. Этот навык органично накладывается на другие, помогая вам выстраивать отношения с людьми ещё более гармонично.
Подробности можно подчерпнуть из книг:
- Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и «Эмоциональный интеллект в работе»;
- Тревис Бредберри и Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0»;
- Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость».
10. Обучаемость.
Способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни. А также управлять планом своего обучения и временными ресурсами. Согласитесь, практически во всех профессиях сейчас появляются новые направлении. Если вам важно оставаться на плаву и быть востребованными в новых условиях рынка, то способность учиться – навык, который не отмирает с получением стандартного образования.
О процессе непрерывного обучения здесь:
- Джош Кауфман «Сам себе MBA. Самообразование на 100%»;
- Дэвид Колб и Кей Питерсен «Век живи — век учись».
11. Работа в режиме неопределённости.
Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Работать в режиме неопределенности — уметь быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Более подробно о VUCA-мире и том, как к нему приспособиться, мы разбирали в одной из наших статей.

12. Бережливое производство.
Умение устранять потери любого рода, искать узкие места в деятельности и улучшать процесс создания чего-либо. Данный навык помогает экономить ресурсы. Желая его освоить, первое, что можно сделать, это действовать по технологии 5S: удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов и совершенствование порядка.
Углубиться в тему можно через:
- Дэниел Джонс, Джеймс П. Вумек «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании»;
- Дон Тэппинг, Томас Фабрицио «5S для офиса».
13. Экологическое мышление.
Ответственность за свои действия, осознанность и позитивное отношение к миру. Взгляд не с позиции «всё пропало, все кругом виноваты, спасайтесь, кто может», а с позиции всё того же поиска вариантов решения.
Об экологичном мышлении писали:
Джон Миллер «Проактивное мышление» и книга «5 принципов проактивного мышления»;Тимоти Мортон «Стать экологичным».
14. Саморефлексия.
Анализ своих поступков, поведения и деятельности. Навык помогает учиться на своих ошибках, вырабатывать лучшие решения и саморазвиваться. А также прислушиваться к себе и понимать, что с вами происходит. Данная способность нарабатывается людьми на практике в течение всей жизни.
Эти 14 навыков – востребованные софты нашего ближайшего будущего. И конечно, если вы не обладаете ими на старте, то всегда можно обучиться в процессе. Но, согласитесь, это полностью практические навыки. Следовательно, чем раньше начать, тем более качественный результат можно получить.
Именно поэтому всё чаще говорят, что развитие soft skills важно начинать с детства.
Наша команда разделяет эту убеждённость и работает над созданием комплексной программы по развитию мягких навыков подростков.
Уже сейчас мы развиваем коммуникативную компетентность, эмоциональный интеллект и ненасильственное общение на программе «Гений коммуникаций», а умение учиться на курсе «Гибкий ум».
Хотите дать ребёнку знания, которым не учат в школе, и обеспечить навыками, которые помогут не только в работе, но и в личной жизни?
Тогда наши двери всегда открыты для вас.