Будь в курсе

Мягкие навыки будущего

«Жили-были в советское время два одноклассника: Митрофан и Иннокентий.
Закончили школу и пошли учиться на инженеров-электриков. Митрофан начал развивать «твёрдые» (профессиональные) навыки - корпеть над учебниками, сидеть на парах.
А Иннокентий - «мягкие». Стал активистом комсомола вуза. Начал следить за моральным обликом студентов, организовывать мероприятия (субботники, турпоходы, танцы, лекции, собрания) и выступать с мотивирующими речами.
На парах Иннокентий практически не появлялся, но преподаватели под давлением начальства ставили ему автоматы, а Митрофан недосыпал, корпя над учебниками. Иннокентия посылали на практику в стройотряды в ГДР, где он руководил. А Митрофана - в глухую деревню, копать ямы.
Одноклассники закончили вуз. Иннокентия распределили в райком комсомола, а Митрофана на завод.
Настали 90-ые, Иннокентий создал коммерческую фирму, въехал в 14-комнатный особняк и приобрёл Мерседес. А завод Митрофана закрыли, и он пошёл работать дворником.
Прошли годы... Иннокентий переехал с семьей за границу, перевез свои капиталы, обеспечил детям и внукам качественное образование и прожил остаток жизни в достатке и покое. А Митрофана в 60 догнал инфаркт: работа у него была нервная и тяжёлая».

Разумеется, это утрированная история. И, конечно же, профессиональные навыки, знания и умения важны в любой сфере деятельности. Однако уже сложно отрицать тот факт, что в 21 веке постепенно ключами к успеху становятся так называемые soft skills.


Каждый год сотни выпускников вливаются в рынок труда. И число лиц, получивших профессиональное образование, увеличивается год от года. Поэтому работодатели начинают предъявлять требования и к другим умениям. Ведь хардами уже никого не удивишь. Да и на руководящих должностях, помимо крепких знаний своего дела, неплохо было бы иметь что-то ещё, как минимум, умение мотивировать сотрудников, работать в команде и договариваться.

Исследования, проведённые учёными из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги показали, что «гибкие навыки» сейчас составляют до 85% успеха в профессии, жёсткие – лишь 15%.

Ассоциации тренеров Российского союза молодёжи составила список из 14 важных софтов, которые будут востребованы в России в ближайшем будущем:

1. Коммуникация;
2. Критическое мышление;
3. Клиентоориентированность;
4. Управление проектами, людьми и собой;
5. Наставничество и менторинг;
6. Решение проблем;
7. Принятие решений;
8. Эмоциональный интеллект;
9. Ненасильственное общение;
10. Управление знаниями;
11. Работа в режиме неопределенности;
12. Бережливое производство;
13. Экологическое мышление;
14. Самоанализ и саморефлексия.

О чём эти навыки и как их развивать?

Давайте разберёмся.


1. Коммуникация.
Этот навык помогает налаживать контакты и общаться с другими людьми.
Как говорил миллиардер Уоррен Баффетт: «Не уметь общаться — равно что подмигивать девушке в темноте».

Не проходит и дня, чтобы мы не взаимодействовали с кем-то по работе или в личной жизни. Ну, если только вы не отшельник-одиночка, живущий на необитаемом острове. На самом деле в коммуникативной компетентности много умений от ведения переговорного процесса до ораторского мастерства. И осваивать их можно с раннего детства до самой старости.

Начать же можно с таких книг как:

  • Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»;
  • Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон «Переговоры без поражения»;
  • Твайла Тарп, «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду».

2. Критическое мышление.
Способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. О данном навыке и том, как его развивать, мы некоторое время назад написали целую статью: "Критическое мышление - ключевой софт 21 века" 

3. Клиентоориентированность.
Умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой.

О навыке можно подробней узнать в этих источниках:

  • Джек Митчелл «Обнимите своих клиентов»;
  • Карл Сьюэл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»;
  • Филип Грейвс «Клиентология: чего на самом деле хотят ваши покупатели».

4. Управление проектами.
Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Бизнес, НКО и госорганы в России постепенно переходят на проектное управление. Умение управлять становится значимым.

Начать погружение в тему можно с книгами:

  • Джефф Сазерленд «Scrum: революционный метод управления проектами»;
  • Николай Товеровский «Управление проектами, людьми и собой»;
  • Том ДеМарко, Тимоти Листер «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды».

5. Наставничество и менторинг.
Данные навыки часто относят к коучингу, но это на самом деле неверно. Отличие наставничества, менторинга от коучинга мы подробно разобрали в одной из наших статей, обозначив, при каких запросах и на каких этапах важен каждый вид взаимодействия.

Но без наставничества уже не обходится ни одна крупная компания. Важно уметь вести за собой новичков, адаптировать их и помогать входить в рабочие процессы. Ведь ключевой капитал 21 века – человеческие ресурсы. О работе с данной «валютой» мы рассказывали в нашей статье: «Эра бизнеса о людях и для людей»

Если вам важно развивать в себе навыки ментора или наставничества, можно начать этот путь с книг:

  • Александра Прицкер «Менторинг: инструкция к применению»;
  • Джон Максвелл «Наставничество 101».

6. Ненасильственное общение.
Способность чётко, понятно и точно доносить до собеседника информацию. Разговор о фактах, своих потребностях и просьбах. Считается, что этот навык помогает договариваться в коллективах.

Чтобы узнать больше, прочтите:

  • Маршалл Розенберг «Язык жизни»;
  • Кинг Патрик «Как улучшить навыки общения. Строить отношения и управлять ими, эффективно общаться, понимать других».

7. Принятие решений.
Способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов, расставляя приоритеты и оценивая пользу. Принятие управленческих решений, как тренинг для руководства, до сих пор остаётся в топе основных запросов от компаний вот уже более 10 лет.

О действенных техниках принятия решений можно узнать здесь:

  • Чип Хиз и Дэн Хиз «Ловушка мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете» и книга «Переключайтесь»;
  • Адам Фернер «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»;
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают».

8. Решение проблем.
Способность не застревать в трудностях и не прокручивать по 50 раз пластинку «кто виноват и как же так получилось», а сразу оценивать урон, искать варианты выхода и действовать на нормализацию ситуации. В век высоких скоростей важно не только быстро принимать решения, но и уметь воплощать их в жизнь.

О данном навыке подробней можно узнать, изучив:

  • Морган Джонс «Решение проблем по методикам спецслужб»;
  • Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро».

9. Эмоциональный интеллект.
Способность понимать эмоции свои и других людей, а также управлять эмоциями – своими и окружающих. Этот навык органично накладывается на другие, помогая вам выстраивать отношения с людьми ещё более гармонично.

Подробности можно подчерпнуть из книг:

  • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и «Эмоциональный интеллект в работе»;
  • Тревис Бредберри и Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0»;
  • Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость».

10. Обучаемость.
Способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни. А также управлять планом своего обучения и временными ресурсами. Согласитесь, практически во всех профессиях сейчас появляются новые направлении. Если вам важно оставаться на плаву и быть востребованными в новых условиях рынка, то способность учиться – навык, который не отмирает с получением стандартного образования.

О процессе непрерывного обучения здесь:

  • Джош Кауфман «Сам себе MBA. Самообразование на 100%»;
  • Дэвид Колб и Кей Питерсен «Век живи — век учись».

11. Работа в режиме неопределённости.
Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Работать в режиме неопределенности — уметь быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Более подробно о VUCA-мире и том, как к нему приспособиться, мы разбирали в одной из наших статей

12. Бережливое производство.
Умение устранять потери любого рода, искать узкие места в деятельности и улучшать процесс создания чего-либо. Данный навык помогает экономить ресурсы. Желая его освоить, первое, что можно сделать, это действовать по технологии 5S: удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов и совершенствование порядка.

Углубиться в тему можно через:

  • Дэниел Джонс, Джеймс П. Вумек «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании»;
  • Дон Тэппинг, Томас Фабрицио «5S для офиса».

13. Экологическое мышление.
Ответственность за свои действия, осознанность и позитивное отношение к миру. Взгляд не с позиции «всё пропало, все кругом виноваты, спасайтесь, кто может», а с позиции всё того же поиска вариантов решения.

Об экологичном мышлении писали:

Джон Миллер «Проактивное мышление» и книга «5 принципов проактивного мышления»;
Тимоти Мортон «Стать экологичным».

14. Саморефлексия.
Анализ своих поступков, поведения и деятельности. Навык помогает учиться на своих ошибках, вырабатывать лучшие решения и саморазвиваться. А также прислушиваться к себе и понимать, что с вами происходит. Данная способность нарабатывается людьми на практике в течение всей жизни.

Эти 14 навыков – востребованные софты нашего ближайшего будущего. И конечно, если вы не обладаете ими на старте, то всегда можно обучиться в процессе. Но, согласитесь, это полностью практические навыки. Следовательно, чем раньше начать, тем более качественный результат можно получить.

Именно поэтому всё чаще говорят, что развитие soft skills становится более значимым, чем твёрдые навыки.


Наша команда разделяет эту убеждённость и постоянно работает над созданием комплексных программ по развитию мягких навыков.


Уже сейчас мы развиваем коммуникативную компетентность, эмоциональный интеллект и ненасильственное общение через игру «Мастер диалога». Переходите, чтобы узнать, как игра помогает развивать коммуникации.


Приглашаем вас принять участия в наших мероприятиях и обучениях. Чтобы посмотреть актуальное расписание, переходите по ссылке.

Читайте другие полезные статьи от Key&Key здесь.
Статьи Key&Key